В течение многих лет произошли существенные изменения в позиции рынка относительно того, что есть обоснованной нормой прибыли, которую назначают акциям. То, что может быть избыточным в один год, приемлемо в другой год.
Использование простой и сложной моделей КЦЧП (PER) Некоторые аналитики используют КЦЧП (PER) прошлых лет (PER) для сравнения компаний, не поясняя своих соображений, скрытых в анализе. Они рассматривают соответствующий КЦЧП (РЕК) на основе средних текущих КЦЧП (РЕК) других компаний отрасли. Так, например, в 2004 году Tesco с КЦЧП (PER) в 17,5, можно сказать, получила справедливую оценку стоимости по отношению к другим компаниям — Sainsbury имела КЦЧП (PER) 13,3, Morrisons — 20,1 и Big Food Group — 14. Анализу путем сравнения недостает интеллектуальной компоненты.
Во-первых, предположение о том, что сопоставляемым компаниям назначается справедливая цена, довольно смелое. Легко понять, что рынок может самосовершенствоваться или наоборот ухудшаться и утратить, таким образом, связь с основными позициями такого рода мыслительного процесса (скажем, акции телекоммуникационных компаний в «пузыре» 1998—2000 годов).
Во-вторых, такое предположение не дает аналитику основы для проверки важных вводных предположений — например предположения по поводу ожидаемого роста прибылей в каждой компании или разницы в необходимой ставке рентабельности с учетом различного уровня риска для каждой из них. Все эти элементы, возможно, аналитик держит в голове, но может оказаться не лишним высказать их. Это можно сделать, используя более совершенную модель КЦЧП (PER), относящуюся к будущему, которая признает и уровни риска, и прогнозы роста прибылей.